Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду

Как помочь ребёнку адаптироваться к школе

  • Как помочь ребёнку адаптироваться к школе 19 декабря 2012 года

    Адаптация детей в школе – серьёзная проблема. Это первая ступенька на пути к успешному обучению в школе, и недооценивать ее значение невозможно.

    Начальный период обучения в школе вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Среди первоклассников есть дети, которые сами как-то приспосабливаются друг к другу и к школе. Но есть дети, которые в силу своих индивидуальных психофизиологических особенностей, трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой. И даже к середине учебного года такие дети не могут приспособиться к условиям и требованиям школьного обучения. Адаптация у них проходит от 2 до 6 месяцев.

    Уважаемые родители, обязательно обратите внимание на ряд признаков, которые указывают на трудности школьной адаптации:
    • ваш ребёнок стал жаловаться на головную боль, на плохое самочувствие и отсутствие аппетита;
    • стал плохо спать:
    • у малыша появились резкие перемены настроения;
    • стали заметны навязчивые движения;
    • появилась необоснованная утомляемость и замкнутость;
    • не может сосредоточиться, удержать  внимания на выполняемом задании;
    • возникли трудности в общении с одноклассниками, агрессивное поведение.
    Ребёнок в первом классе ещё слишком мал, чтобы в одиночку справиться с проблемами адаптации. И любящие родители могут помочь ему в этом.

    Прежде всего, родителям необходимо  правильно организовать  время ребёнка, приучить его соблюдать определённый распорядок дня.
    1. Утром – гимнастика. Пусть это будут несложные упражнения, но они принесут хорошее настроение и пользу в будущем.
    2. Затем идут умывание, завтрак и сборы в школу.
    3. По возвращении домой не стоит сразу заставлять ребёнка садится за домашнее задание, пусть он поиграет или поможет вам по хозяйству. На первых порах рекомендуется и дневной сон.
    4. После этого пусть погуляет на свежем воздухе, особенно хороши подвижные игры с друзьями. Рекомендуется проводить время прогулки не менее 2-3 часов.
    5. Приготовление уроков ни в коем случае не должно откладываться или затягиваться до позднего вечера. Лучшее время для этого – 16-18 часов. Это пик мозговой активности.
    6. Наблюдайте за тем, чтобы выполнение домашнего задания не занимало более полутора часов, иначе ребёнок может переутомиться. Хорошо, если бы ребёнка никто не отвлекал. При этом важно следить за правильным чередованием учения, труда и отдыха через каждые 15-20 минут. Ни в коем случае не давайте ребёнку дополнительных заданий. На первых порах мама или папа должны помогать ребёнку при выполнении домашнего задания, но, не делая за него работу, а лишь подталкивая его к правильному решению.
    Родителям важно помнить, что школа – это не только место получения знаний, но, прежде всего, место, где ребенок живет полноценной жизнью: строит взаимоотношения со сверстниками и учителем, получает опыт поведения в различных ситуациях, учится контролировать себя и много другое.
    Родителям в период адаптации необходимо больше времени проводить с детьми, стараться общаться с ними на равных, тем самым давая понять, что они уже достаточно взрослые. Своим невниманием родители отдаляют ребёнка не только от школы, но и в какой-то степени от себя.
    Внимание, родители! Несколько слов о взаимоотношениях вашего ребёнка с учителем и одноклассниками. Большое значение для формирования этих отношений имеет то обстоятельство, как ребёнок умеет вести с взрослыми  и другими детьми вообще. Если он привык перебивать их при разговоре, не выслушав до конца просьбы и пожелания, не уступая никому, то и в школе он будет вести себя подобным образом, а это приведёт к замечаниям и конфликтам. Поэтому не упускайте возможности, вовремя обучить своего ребёнка элементарным нормам поведения и вежливости.
    Нежелание идти в школу может быть связано с плохими отношениями со сверстниками. Особое внимание требует такая проблема, как всевозможные обиды и дразнилки. Они порой ранят неокрепшую психику ребёнка, что порой вызывают различные комплексы. Постарайтесь научить своё дитя отвечать на добрые шутки улыбкой, а на злые и обидные не обращать никакого внимания. Собственным примером показывайте, как нужно поступить в той или иной ситуации. Ребёнок, беря с вас пример, будет вести себя аналогичным образом, давая достойный отпор обидчикам.    
    В заключении хочется сказать, уважаемые родители, будьте внимательны к проблемам своих детей, не оставляйте их наедине с их страхами и попытайтесь совместными усилиями сделайте всё возможное, чтобы учёба в школе для них была приятной и плодотворной.

    Подготовила: Михайлова Н.В. – социальный педагог РПМПК
    По материалам печатных изданий: «Хочу в школу?» Луговская А., М., «Эксмо», 2006г.; «Как пробудить у ребёнка интерес к  учёбе», Кравцова М., М., «Эксмо», 2006г.
    Автор фото Михайлова Н.В.




Возврат к списку

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, выделите это место мышкой и нажмите Ctrl+Enter.