Вашему ребенку скоро 4 года
-
29 января 2013 года
Ни для кого не секрет, что для каждого «родителя» свой ребенок «самый развитый, умный, он у меня все понимает, ничем не отличается от других детей в группе и т.д.», но возрастные нормы физического и умственного развития никто не отменял!
В четыре года - ребенок начинает отделять себя от мира окружающих взрослых, он вступает в более самостоятельную жизнь. Малыш уже многое знает и умеет, и стремиться узнать еще больше. Ваша задача - помочь ему в этом. В развитии дошкольника главное - это знакомство с окружающими его предметами. Их форма, величина, цвет, расположение в пространстве, передвижение – вот то, что привлекает ребенка.
Дошкольный возраст – это период, когда основная деятельность малыш - игра. В игре проще усваиваются знания, умения, навыки. При помощи игровой деятельности легче привлечь внимание ребенка, он лучше запоминает материал.
Общая моторика:
Ребенок стоит на одной ноге 2—3 секунды. Встает на цыпочки. Поднимается по лестнице сам приставным шагом. Подталкивает ногой мячик по ходу. Ударяет по мячу ногой с размаху. Пытается подпрыгнуть, но не отрывает ноги от пола. Крутит педали трехколесного велосипеда. Раскатывает пластилин, делая неровную «колбаску». Пытается резать бумагу ножницами.
Графические навыки и мелкая моторика:
- умеет правильно держать карандаш и самостоятельно проводить вертикальные и горизонтальные линии;
- может нарисовать прямые, наклонные, длинные, короткие, пересекающиеся линии так, как научили взрослые (если не рисует, то хотя бы может скопировать крест, прямые линии и круг);
- лепить предметы, состоящие из 1-3 частей одинаковой или разной формы, используя приемы скатывания прямыми и круговыми движениями, сплющивания, соединения, защипывания краев формы кончиками пальцев.
Конструктивные навыки:
- любит играть со строительным материалом, может самостоятельно завести механическую игрушку;
- может что-либо построить из детского строительного материала или конструктора с четко обозначенными деталями постройки, постройка должна соответствовать образцу;
- может правильно сложить пирамиду, учитывая размер колец;
- сложить предметную разрезную картинку из нескольких частей
Элементарные математические представления:
-владеет понятиями «один - много»;
- числовыми понятиями «один, два, три, меньше, больше, поровну».
Сенсорно-перцептивная деятельность:
- знает красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый, голубой, розовый цвета;
- узнает и называет геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
Речь:
- речь фразовая, улучшается произношение;
- использует правильно построенные фразы, согласованные в роде, числе, падеже;
- может повторить за взрослым предложение из 4- 5 слов;
- появляются сложные предложения с союзами «я покушаю, а потом пойду гулять»; «не хочу играть, потому что по телевизору мультики»;
- легко повторяет за взрослым незнакомые слова;
- появляются слова с суффиксами (мамочка, котеночек), словотворчество, склонность к рифмовке.
Запас общих представлений об окружающем мире
В общении с взрослыми, чтении, играх и развивающих упражнениях ребенок все более обогащает свои представления о мире и получает знания. К концу четырем годам ребенок:
- знает свой пол, возраст, имя и фамилию; имена родителей;
- знает названия двух деревьев, двух цветущих травянистых растений, комнатных растений; находит и называет у деревьев ствол, ветки, листья; у травянистых растений стебель, листья, цветок;
- знает, показывает и называет отличительные особенности внешнего вида животных:
- домашних – собаки, кошки, коровы, козы (усы, хвост, рога);
- диких животных - зайца, медведя, лисы (длинные уши, рыжий хвост);
- детенышей домашних животных (котенок, щенок, теленок и т.д.).;
- различает и называет предметы ближайшего окружения, их величину, форму, цвет, существенные детали и части, действия предметов;
-знает обобщающие слова посуда, одежда, игрушки;
- внимательно слушает сказки, смотрит телевизионные передачи; отвечает на вопросы по ходу чтения книжки; часто задает вопросы: "что? зачем? когда? почему
Общие навыки:
- умеет сам умываться, чистить зубы, ходить в туалет;
- знает, где что лежит и легко выполняет просьбы взрослого найти и принести;
- самостоятельно одевается, умеет застегивать пуговицы, молнии, с помощью взрослого завязывает шнурки;
Вас все еще пугает перспектива лишить своего ребенка счастливого и безоблачного детства? Возможно, вы и правы в чем-то. Но попробуйте ответить на самый простой вопрос – в чем именно заключается счастливое детство примерно до трех – четырехлетнего возраста? Именно в естественном познании мира. И именно на плечах родителей лежит задача дать ребенку ответы на все его многочисленные «Зачем», «Почему», «Куда», «Что» и «Как».
Можно отмахиваться от ребенка, оправдываясь постоянной занятостью и усталости, либо же отделаться от малыша односложными скупыми ответами. А можно потратить совсем немного времени и не просто дать ответ, пусть даже и подробный, а научить ребенка анализировать и самостоятельно находить ответы на те или иные вопросы. Но, разумеется, ребенок должен помнить, что вы всегда рядом и всегда придете ему на помощь.
Статью подготовила дефектолог РПМПК Т. Г. Шилова по материалам курсов "Коррекционно-развивающее обучение и психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья".
Использованная литература:
1. С. Е. Гаврина и др. "Логика" "ЭКСМО – Пресс", 2000 г.
2. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: 1984г.
Фото из личного архива.
Если вы обнаружили опечатку или ошибку, выделите это место мышкой и нажмите Ctrl+Enter.