Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду

Ребенок с ОВЗ в семье

  • Ребенок с ОВЗ в семье 25 ноября 2012 года

    Появление больного ребенка в семье в большинстве случаев изменяет весь ее уклад, особенно психологический климат. Все члены семьи находятся в состоянии стресса. На протяжении первых лет жизни этот стресс не уменьшается, а в ряде случаев нарастает. Возникают неровные, а часто и конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Семья больного ребенка часто находится в изоляции, так как родители часто отграничивают общение со своими друзьями, родственниками и целиком замыкаются на своем горе. Это одна из ошибок. Родителям следует стремиться к сохранению прежнего уклада семьи и дружеских отношений с близкими и знакомыми
    Ни в коем случае родителям не следует отгораживаться от окружающей жизни, стесняться своего ребенка. В противном случае хроническая стрессовая ситуация нарастает, у матери возникает повышенная раздражительность, постоянное ощущение внутреннего беспокойства, нарушается сон, аппетит, появляются головные боли и другие
    отклонения в состоянии ее здоровья, особенно часто развивается невротическое состояние. Находясь сама в болезненном состоянии, мать мало чем может помочь своему малышу. Напротив, ее тревога, беспокойство передаются ребенку, и у него не формируется естественное чувство безопасности, защищенности при взаимодействии с матерью. Это еще больше нарушает его психическое развитие. У малыша могут возникать вторичные эмоциональные и поведенческие нарушения.

    Воспитывая ребенка с ОВЗ, родителям следует помнить, что их полное самоотречение ради малыша не только не полезно ему, а в большинстве случаев и вредно. Ребенку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.

    Очень часто отношения между супругами во многом зависят от эмоционального состояния матери. Ее аффективная напряженность, возникающая при рождении больного ребенка, оказывает неблагоприятное влияния на своего малыша. Такая мать напряжена, она редко улыбается и крайне непоследовательна в обращении с ребенком. Ребенок растет нервным, легко возбудимым, требует к себе постоянного внимания матери и не отпускает ее ни на шаг.

    Совсем иная обстановка складывается в семье, если мать находит в себе силы и сохраняет душевное равновесие. Такая мать становится активным помощником своему малышу. Она старается как можно лучше понять его проблемы, чутко прислушивается к советам специалистов, воспитывает в себе новые качества, прежде всего наблюдательность, терпение, самообладание.

    Немаловажное значение в семье с ребенком с ОВЗ имеет поведение отца. Если отец проявляет выдержку, терпение, оказывает постоянную моральную поддержку жене и помощь в воспитании ребенка, семейные отношения укрепляются, и более успешно проводится вся лечебно-коррекционная работа.

    После того как ребенку поставлен диагноз, перед семьей встают вопросы: «Что будет дальше? Сможет ли ребенок ходить, говорить, учиться в школе?»
    Следует сразу же отметить, что диагноз заболевания не всегда определяет прогноз дальнейшего развития, так как каждое заболевание может проявляться в различных формах, иметь разную степень тяжести. Так, детский церебральный паралич проявляется в различной степени тяжести как в отношении поражения двигательных, так и интеллектуальных функций. Ребенок с этим заболеванием может быть полностью обездвижен, иметь глубокую умственную отсталость, совершенно не владеть языком и в то же время при этом заболевании независимо от тяжести поражения двигательной сферы он может иметь нормальный интеллект и обучаться по программе общеобразовательной школы.

    Родители должны реально себе представлять, что глубокая умственная отсталость не вылечивается. Никакими современными методами на сегодняшний день нельзя вылечить детей с болезнью Дауна, врожденной слепоглухотой и некоторыми другими заболеваниями и дефектами развития.

    Наблюдения показывают, что для сохранения благоприятного психологического климата в семье, а также для лучшего развития больного ребенка полезно наличие в семье нескольких детей. Если в семье, кроме больного ребенка, есть и здоровые дети, родителям и особенно матери следует уделять им не меньше заботы и внимания, чем больному, охранять и защищать их и ни в коем случае не приносить их в жертву своему горю.

    Большую моральную поддержку могут оказать семьи больных детей друг другу. Помните: помогая друг другу, вы, прежде всего, помогаете себе! А педагог и психолог подскажут, как лучше организовать эту взаимопомощь.
     
    Использованная литература:
    1. Т. Б. Епифанцева Т. Е. Киселенко и др. «Настольная книга педагога-дефектолога», Ростов-на-Дону «Феникс» 2008.
    2.Н. С. Жукова, Е. М, Мастюкова «Если ваш ребенок отстает в развитии», Москва «Медицина» 1993.

    По материалам печати подготовила дефектолог РПМПК Шилова Т. Г.




Возврат к списку

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, выделите это место мышкой и нажмите Ctrl+Enter.